Пятница, 3 апреля 2020   Подписка на обновления  RSS  Напишите нам
Популярно
Япония. Изящная простота загадочной страны
16:04, 20 февраля 2020

Япония. Изящная простота загадочной страны


Впечатления от трехнедельного путешествия по Японии, где в этом году в январе зацвела сакура. А также несколько интересных фактов для тех, кто собрался посетить эту далекую от Украины загадочную страну.

Сразу уточню, что это была не туристическая поездка, а обучение на курсе «Роль медиа в демократических странах: доступ к информации и функция watchdog», организованное Японским агентством международного сотрудничества (JICA). Поэтому теоретически мы знакомились со страной на занятиях во время учебы, а практически – по вечерам и на выходные, составив себе индивидуальную программу.

Перелет

Из Киева в Токио, к сожалению, прямых рейсов пока нет. Поэтому мы летели через Германию: туда – через Мюнхен, а обратно – через Франкфурт. Расстояние из Киева в Токио – примерно 8 200 км, а из Германии на тысячу километров больше. Но это по карте. А на самом деле больше: перелет через север России длился почти 12 часов (добавьте еще 2,5 часа из Киева в Германию). Разница во времени – 7 часов. В Японии солнце восходит раньше.

Еду в дорогу можете не брать, вас хорошо покормят. В самолете японских авиалиний предложат два меню на выбор: интернациональное и японское. Напитки по вашему желанию будут приносить в течение всего полета. Я большая поклонница украинских блюд, но в начале путешествия решила попробовать японские. Принесли мне на подносе с десяток небольших пиал с разными блюдами, которые ела очень осторожно. Кто не умеет пользоваться палочками – советую научиться, у меня с этим были проблемы (не во всех кафе в Японии найдутся вилки). У японских блюд необычный вкус, по количеству их было на один укус. Но чудо заключалось в том, что после обеда чувствуешь себя сытым и без тяжести в желудке (как часто бывает после украинского борща, картошки с мясом и компота с пирогом).

В среднем билет эконом-класса стоит около 2 тысяч долларов (туда и обратно), в бизнес-классе – более 5 тысяч. Треть лайнера – бизнес-класс и первый класс с лежачими креслами, большими мониторами напротив каждого пассажира, одеялом, подушкой, тапочками, необходимым туалетными принадлежностями. В целом перелеты прошли очень спокойно и тихо, во время путешествия никто не навязывал тебе подарки и еду за ваши деньги, как делает МАУ.

Во время перелета вы должны будете заполнить декларацию.

Японцы не любят сюрпризов и придерживаются правил

Перед поездкой JICA, которая, кстати, открыла в 2017-м офис в Украине, провела с нами встречу, на которой рассказала, что нас ждет и как мы должны себя вести в той или иной ситуации, выдала брошюры с инструкциями, словарик, карты Токио и тому подобное. Потом несколько раз присылала нам письма, где уточняла, хорошо ли мы все поняли. В посольстве Японии в Украине с нами тоже предметно поговорили.

Визу сделали очень быстро, бесплатную на три месяца.

Ознакомившись заранее в Киеве с инструкциями и правилами, уже в Токио поняла, что японцы их устанавливают не просто потому, что так надо, но и выполняют очень четко, а не для галочки. И требуют такого же выполнения от гостей.

В аэропорту нас встречали несколько молодых людей, которые здоровались с каждым пассажиром и кланялись в пояс. Сначала было очень непривычно видеть, как тебе кланяются незнакомые люди. Но такова у них традиция. Японцы это делают постоянно, встречаясь и прощаясь в офисах, в метро, на улицах. Кланяются дважды, сначала до пояса, а потом слегка наклоняясь.

Проверка в аэропорту проходит быстро, в паспорт наклеивают специальную наклейку, печать не ставят. С багажом тоже проблем не возникло.

Если вы хотите разменять деньги, делайте это в аэропорту, там самый выгодный курс. 100 йен стоили в январе 22 гривни, нам за 100 долларов выдали почти 11 тысяч йен. Копеек у них нет, в ходу одна, 5, 10, 50, 100 и 500 йен – монеты, 1000, 5000, 10000 йен и выше – купюры.

Какие японские правила мне понравились:

1. Если ты хочешь куда-то пройти или зайти – становись в очередь. Японцы не толкаются (они вообще не очень любят, когда к ним прикасаются). Например, на вокзале, чтобы зайти в поезд, люди становятся в очередь, которая выстраивается перпендикулярно к поезду. Такие очереди вы увидите напротив каждой двери вагонов. Такие же очереди выстраиваются и в метро, где на перроне нарисованы отметки напротив двери: на полу обозначено, куда должны выходить люди из вагона, и с какой стороны заходить. Когда на это смотрела, то вспоминала перрон на Святошине в Киеве, где в электричку тебя могла занести толпа, при этом хорошо помяв кости.

2. Они не кричат, терпеливо ждут, пока ты сделаешь так, как надо. В то же время не нарушат установленные правила. К примеру, мы хотели посмотреть один памятник архитектуры, но вход в него закрыли за полчаса до завершения работы. Мы опоздали всего на несколько минут и очень просили пропустить, чтобы сделать хотя бы несколько фото. Охранник очень вежливо нам отвечал, что извините, но это невозможно. Никакие аргументы, что мы прилетели из Киева и все такое, на него не действовали. Он не пропустил ни нас, ни других опаздавших посетителей.

3. Японцы не опаздывают, ценят свое время и работу. На лекции нельзя было опаздывать ни на минуту. На все встречи японцы всегда приходили первыми. Свою работу делают максимально качественно. Если написано, что учреждение работает с 8.00 до 17.00, то в 17.00 там уже никого не будет. Потому что, кроме работы, у них есть еще и насыщенная личная жизнь.

4. Они умеют слушать, и делают это уважительно. Японцы первые несколько лет школьного обучения учат детей слушать то, что им преподают. Слушать и осознавать, а не просто слышать. На лекциях тем, кто заглядывал время от времени в телефон (мы же без этого уже не можем, правда?), вежливо делали замечания.

Жизнь по принципу – больше одной жизни не проживешь

Этот принцип на Западе воспринимают несколько иначе, особенно «прожигатели жизни». Японцы же, понимая уникальность своей жизни, обустраивают ее так, чтобы им было комфортно уже и сейчас. При этом они очень аскетичны в быту, и деньги лучше положат на счет в банке, чем накупят хлама. Они научены жить в условиях, когда в любой день может произойти землетрясение или пронестись тайфун. «И тогда нам все эти вещи не нужны, мы берем самое дорогое и бежим в безопасное место», – говорят они.

Что меня больше всего поразило в Японии, так это туалеты. «Это какой-то космос», – подумала я, увидев туалет в аэропорту Токио. Куча каких-то кнопок, чисто, кипы рулонов туалетной бумаги (никто их не ворует), приятный запах, играет музыка, еще и крышка с подогревом.

Потом такие же туалеты увидела и в нашем отеле, и во всех учреждениях, которые мы посещали. А самое главное – в метро. У них нет платных туалетов. Представьте себе: в метро 13 веток, огромное количество станций и выходов из них. И на каждом выходе есть бесплатные туалеты.

Как женские, так и мужские туалеты оборудованы всем необходимым для родителей с детьми. Если вы туда зайдете с ребенком, его есть куда положить, или безопасно посадить. Есть пеленальные столики.

С кнопками со временем тоже разобрались: кнопки для подмывания спереди и сзади, кнопка «шумовая завеса», если вы хотите интимности в кабинке, нажимайте на нее, и зазвучит мелодия (или пение птиц, или журчание воды, или что-то еще), громкость вы регулируете сами. На стене будут наклейки, можно ли бумагу бросать в унитаз, или нет. И везде все крышки с подогревом (только в одном учебном заведении в Осаке попался унитаз без подогрева).

Еще поразили на перроне железнодорожного вокзала небольшие стеклянные комнаты с диванчиками, где можно в тепле подождать поезд. Ну, действительно, зачем же мерзнуть на том перроне?

На перронах и просто на улицах есть стеклянные помещения для курильщиков. Ни разу на улице никто, идущий впереди, не дымил мне в лицо.

Трость нужна до того, как упал

Это еще один принцип, которого придерживаются японцы. Они большое внимание уделяют безопасности. Японцы называют свою страну «магазином природных катастроф», и пережили их немало, поэтому делают все возможное, чтобы предотвратить жертвы. В городах стоят знаки, где можно найти гидранты. В учреждениях таблички, как вести себя в случае землетрясения. Мы жили возле пожарной академии, в которой тренировки проходили каждый день, и, поверьте, это были очень серьезные тренировки.

Важная миссия по информированию о природном бедствии или катастрофе возложена на общественного вещателя Японии – NHK. Это целая система, завязанная на метеорологической службе и спасателях, в основном автоматизированная. NHK арендует 15 вертолетов, оснащенных специальными камерами (4К), которые ежедневно прочесывают большие площади. Кроме того, у NHK есть дроны. Если, к примеру, камеры метеорологической службы зафиксируют какую-то активность на горной реке, то сразу передадут это на NHK. А если начнется землетрясение, тайфун, наводнение или цунами, то уже через минуту зрители NHK услышат тревожную новость об этом. Их предупредят и сообщат, куда эвакуироваться.

Во время нашего пребывания там мы дважды чувствовали землетрясение, одно – больше 5 баллов. Система оповещения работает, поверьте, проверено.

Наша поездка совпала со вспышкой эпидемии коронавируса в Китае, и мы увидели, как вся Япония мгновенно надела защитные маски. Нам их выдавали бесплатно, и во всех учреждениях на каждом шагу стояли бесплатные средства для дезинфекции рук.

Цены на продукты и проезд

Перед поездкой нас пугали, что Япония – очень дорогая страна. На самом деле, это оказалось мифом. Цены на большинство товаров не намного выше наших. А вот проезд действительно дорогой.

В Токио на каждом шагу небольшие продуктовые магазины, конечно, есть и большие супермаркеты. В маленьких вы можете купить молочные продукты, печенье (очень много из кукурузной муки), чипсы, напитки, небольшие булочки. Ни хлеба, ни колбасы, ни масла, сырого мяса или рыбы, свежих овощей вы там не найдете. Найдете готовую упакованную еду, или свежеприготовленную (котлетки, кусочки курицы или рыбы, бургеры). В больших супермаркетах есть все, что пожелаете, но некоторых товаров намного больше, чем в Украине. Например, сыра тофу там несколько десятков видов.

Японцы обожают рис, поэтому его в магазинах очень много и в основном в больших упаковках (по 5 кг и больше). Они почти не едят сахар, и недосаливают еду. Также отдают предпочтение зеленому чаю.

Для удобства посетителей муляжи всех блюд в ресторанах и кафе стоят на витринах при входе. Они очень яркие и выглядят аппетитно. Но в реале могут выглядеть не так привлекательно. Заведений очень много, поесть вы сможете и за 500 йен, и за 1500 (от 110 до 330 грн).

На улицах городов, в учреждениях стоят автоматы с напитками (с пометками горячие или холодные). Можно купить минеральную воду или горячий кофе в бутылке. И вот что поразило: цены на напитки в магазинах, автоматах, в учреждениях или в аэропорту – одинаковые! Бутылка «Кока-колы» 0,5 л везде стоит 160 йен. На другие товары тоже цены одинаковые. Вы можете купить футболку на окраине города и такую же в самом крутом районе Гинза, разве что лучше упакованную. Меня всегда интересовало, почему в городе Борисполь бутылка минералки стоит 15 грн, в аэропорту «Борисполь» до прохождения таможни – 30, а в зоне duty free аэропорта «Борисполь» – 90 грн?

Япония – страна, где не берут чаевые. И очень обижаются, если ты хочешь их оставить. Как-то за наш обед рассчитались карточкой, а мы потом должны были вернуть наличными. Обед стоил 590 йен, когда я дала 600 и сказала, что сдачи не нужно, то мне настойчиво отдавали 10 йен.

Метро Токио – это удобная для туристов паутина, которая оплела весь город. Объявление станций во время поездки на японском и английском языках, на мониторах дублируется вся информация на двух языках. Стоимость проезда зависит от того, сколько вы будете делать пересадок. Билет не выбрасывайте, потому что его надо будет сдать на выходе – иначе не выпустят. Сначала было страшно и непонятно, а как угадать со стоимостью поездки. Опять же – все просто, японцы все написали и развесили, нужно только внимательно посмотреть. Возле автоматов продажи билетов (можно выбрать английский язык) висят схемы с указанными ценами на проезд. К примеру, ты стоишь на зеленой ветке С1, а тебе надо на красную М14, то это тебе будет стоить 200 йен. Если пользуешься одной веткой, то 170. Однажды мы купили билет за 170 (это самая дешевая цена, примерно 38 грн), на входе его через турникет пробили, а на выходе он нам вернулся и мы не могли выйти. Оказалось, что нужно было купить билет за 200 йен. Нас не ругали, а показали автомат, где можно доплатить 30 йен. Мы доплатили, и нас выпустили. Самая дорогая стоимость проезда в метро – 320 йен (70 грн).

В переходах метро очень удобные указатели с указанием количества метров до нужного тебе места. Например, ты вышел на одной станции и тебе нужно перейти на другую. Ты найдешь указатель, на котором будет указано, что идти тебе до того места 420 метров.

Обратите внимание, что движение в Японии левостороннее. В городе, в метро на эскалаторах и лестницах мы сначала постоянно натыкались на людей. Хотя для того, чтобы этого не было, у них тоже нарисованы знаки-стрелки.

Люди в Токио приветливые, если мы останавливались в растерянности, ища, куда нужно двигаться, сразу появлялся кто-то, кто пытался нам помочь.

Система билетов на поезд такая же. Необходимо на входе на перроны прокомпостировать билет, а на выходе сдать. В самих поездах билеты никто не проверяет. Нам пришлось ехать на поезде в Осаку, расстояние свыше 560 км мы преодолели за 2,5 часа, а билет стоил 150 долларов. И это, по их мнению, медленно, поэтому они строят более быстрый гиперлуп, который преодолеет это расстояние за 1 час. В поезде, как и в наших интерсити, развозят еду, но делают это очень тихо, и проходит время от времени охранник.

Обеспечение прав людей с инвалидностью

Люди с инвалидностью чувствовали бы себя в Японии людьми. Здесь для них созданы все условия – на каждой улице, в каждом коридоре, на каждой лестнице, в каждом туалете. Это правда. Украине есть куда двигаться в этом плане.

Куда податься в Токио

Куда податься в столице Японии, каждый может решить сам, в зависимости от того, что его интересует. Мы старались по максимуму осмотреть достопримечательности культуры и архитектуры Токио.

Сначала мы посетили главную и самую популярную достопримечательность Токио – императорский дворец. Ожидания у меня были большие, потому что надеялась увидеть дворец ближе. Но он закрыт для посетителей, поэтому мы просто прогулялись по парку вдоль рва с водой. Дворец можно было сфотографировать только издалека.

Посетили несколько храмов. В Японии основные религии – синтоизм и буддизм. На 127 млн населения – 91,260 млн синтоистов, 86,902 буддистов, почти 3 млн христиан, 9 млн – другие религии (данные на 2015 год). Как это, спросите вы: свыше 190 млн верующих в стране с населением 127 млн? Да просто. Здесь много синтоистов одновременно являются буддистами.

Мы убедились в этом воочию, побывав в буддистском монастыре Сенсо-дзи и синтоистском святилище Мэйдзи. Очень много похожего в ритуалах. Перед храмами расположены умывальни, где верующие моют руки и лицо. Подходя к храмам, несколько раз кланяются, потом бросают монеты в специальные сундуки, которые отделяют внутренние помещения, в которых читают молитвы служители храмов. Чем громче звенят твои монеты, тем лучше, они должны разбудить бога. А потом верующие дважды громко хлопают в ладоши, чтобы окончательно разбудить того, к кому пришли помолиться. Молятся быстро, подходят по очереди, не толкаются.

У буддистов видела свечи, как и у христиан, а еще «омывания» дымом, который очищал от всего плохого. Некоторые верующие засовывали в тот дым не только руки, но и сумки с кошельками.

У буддистов и синтоистов во дворе возле храма (у буддистов – даже в самом храме) стоят железные многогранные цилиндры, из которых, после того, как бросишь в отдельную коробочку 100 йен, можно достать палочку с номером, а потом отыскать коробочку с этим номером и достать оттуда листок с предсказанием на этот год. Во дворе есть еще такие коробочки, где за 100 или 200 йен уже рукой из сундука достаешь заклеенную бумажку с предсказанием.

Возле храмов можно на деревянных дощечках написать пожелания на новый год, их висит очень много, написаны и взрослыми, и детьми (один ребенок нарисовал ролики). На всех дощечках нарисована мышь – символ 2020 года. Рядом с храмами продают еду и сувениры. Все чисто и цивилизованно.

В Токио стоит посетить самую высокую в мире телебашню – Небесное дерево Токио (TokyoSkyTree). Высота башни составляет примерно 634 метра. Строительство началось в июле 2008 года, и было завершено в 2012 году. Вас поднимут на лифте на 2 уровня: 450 и 550 метров. Стоить это будет около 3 тысяч йен. Виды на Тихий океан, гору Фудзи и город необычные.

Удалось нам побывать и на горе Фудзи. Для этого нужно выделить целый день. Потому что автобусная экскурсия начинается в 9 утра и привозят вас обратно в 8 вечера. Экскурсию можно заказать по интернету, вам пришлют пошаговую карту как найти нужный автобус. Поездка в горы двухчасовая, и на месте час, подъемник на гору, плюс обед в ресторане обойдутся вам в 5,5 тысяч йен. Экскурсия включает также посещение древнего буддийского монастыря.

Нам повезло, день был ясный и солнечный, и Фудзи было хорошо видно, она правильной конусообразной формы и сверху у нее красивая снежная шапка. Но увидеть ее во всей красе везет не всем, потому что гора часто скрыта облаками. Фудзи – действующий базальтовый стратовулкан в Японии, высотой 3 776 м. Является частным владением и находится в собственности синтоистского Великого храма Хонгу Сенген, в котором хранится дарственная от сегуна Токугава Хидетада, датируемая 1609 годом. Гору очень любят японцы, она у них нарисована на многих вещах.

Еще мы посетили город Осаку. И у нас было несколько часов, чтобы посмотреть на замок Осака, который играл важную роль в японской истории конца XVI-XVII веков. Сейчас – это памятник культуры, с верхнего этажа которого Осаку видно как на ладони.

В рамках учебного визита мы посетили Токийское правительство. Это административный центр префектуры, в которую входят 23 особых района Токио. Нам рассказали о подготовке к Олимпиаде-2020. Как вы понимаете, у них многое уже сделано, они не будут доделывать стадионы за полчаса до открытия олимпиады. Также мы побывали на нескольких телеканалах: на общественном NHK (в Токио и в Осаке), на частном «Токио ТВ» – крупнейшем производителе аниме, в компании Yahoo и др.

На улицах городов мы не увидели ни одного бездомного. «У вас вообще нет бездомных?», – поинтересовались у знакомой японки. «Есть, только они все живут в одном из районов города, и за их содержание этому району доплачивают из городского бюджета», – объяснила она.

Также мы не увидели пробок на дорогах, авто в основном электрокары. В городе замечательные развязки, водители ведут себя вежливо.

А еще у них почти нет заборов. Даже в частном секторе. Более 70% территории – гористая местность. Поэтому земли для проживания у них мало и они ее не отводят под заборы.

Я переживала, что поездка пришлась на январь-февраль, и островная Япония может встретить нас морозами и сильным ветром. Но случилось чудо (думаю, что это вследствие глобального потепления), и в Токио было очень тепло, несколько дней столбик термометра поднимался до отметки +18. Поэтому и не удивительно, что город весь в цвету. В Токио зацвела сакура. Один профессор с грустью рассказывал о фестивале ледовых фигур, который теперь, по его словам, очевидно, проводить уже не будут.

Поделиться:

Добавить комментарий

© 2017 - 2020 Новости Запорожья и области. Лента свежих Запорожских новостей – AngolenkoNews